Тобольск

Тобольск: возрождение былого величия исторического наследия Сибири.

Старинный, колоритный, живописный в своем архитектурном великолепии Тобольск становится новой Меккой для туристов, пожелавших поближе познакомиться с суровым сибирским краем. Дата основания города – 1587 г. Надежда российского монаршего дома освоить новые бескрайние территории, вылившаяся в строительство добротных зданий и сооружений на века, оставила потомкам массу всяческих удивительных диковинок. Здесь каждый сантиметр пропитан воспоминаниями о некоем историческом событии, сыгравшем значимую роль в процветании и развитии Российской империи. Памятники, религиозные обители, дворцы и парки города ничуть не уступают в привлекательности другим, уже освоенным любознательными путешественниками регионам, остается только выбрать: куда пойти и чему уделить более пристальное внимание. 

Достопримечательности

Единственный шедевр каменного религиозного зодчества на территории Сибири. Последняя реновация комплекса была выполнена самим Семеном Ремезовым в те времена, когда ХΥΙΙΙ век менял на дворе ХΥΙΙ столетие. Победитель этнографического состязания «7 чудес России» на федеральном уровне. По сути, архитектурный ансамбль представляет собой отряд исторических памятников: Тюремный замок, Гостиный двор, Софийско-Успенский собор со знаменитой ризницей, Рентерея, архиерейский лом, колокольня, подгорные стены Прямского взвоза, бывшая резиденция городского наместница, затейливые башни и стены. Все это великолепие вместе и составляет местный кремль, но рассказывать о каждой из этих тобольских достопримечательностей лучше отдельно. Дата начала возведения комплекса – ХΥΙΙ век.      

Обитель подарила второе название кремлевскому комплексу – Софийский двор. Колоритная постройка – самое старое каменное здание Сибири, заложен в 1681 г. по распоряжению царя Федора Алексеевича. Считается аналогом Вознесенского собора в Москве. В 1920 г. было на длительное время предано забвению и использовалось исключительно для хозяйственной деятельности. В 1961 г. религиозное заведение перешло под юрисдикцию Тобольского музея-заповедника, службы в стенах собора возобновились в 1989 г. Белоснежный красавец был окончательно восстановлен после разрушений в 1994 г. и был освящен лично патриархом  Всея Руси Алексием ΙΙ.   

Святую обитель построили в середине ХΥΙΙΙ столетия. Архитектурный стиль – «грубый» барокко. Здание как будто вылеплено в спешке без обычной помпезности этого направления в зодчестве. Форма основы постройки – правильный крест с барабаном в самом эпицентре сплетения линий. Внутреннее убранство отличается изяществом за счет красочной росписи потолков в манере иконописи ХΙХ века. Белоснежные стены строения особенно четко контрастируют с черными и синими куполами с золотистыми маковками на фоне пронзительно голубого сибирского неба и зеленых лужаек вокруг церкви. 

Второе название – Тобольский централ. Месторасположение – практически на территории Тобольского кремля. В исторических летописях здание отметилось в конце ХΙХ века. Открытие тюремного учреждения бесконечно откладывалось, выявлялись огрехи в строительстве, не позволяющие принять первых арестантов. Тюремные работы на территории здесь во все времена проводились исключительно заключенным людом: стирка и готовка пищи в аскетичных условиях и ледяной воде, постоянное перемещение тяжелых грузов для различных целей, заготовка дров, уход за больными и ранеными. В стенах зловещего здания отбывали сроки не только мужчины, но и женщины и даже малолетние преступники. Внутри Тобольского централа постоянно разгорались жесточайшие бунты, попасть сюда, считалось самым суровым наказанием и тяжким бременем. Нечеловеческие условия содержания арестантов привели в 1989 г. к полному закрытию и упразднению заведения. Некогда в Тобольском тюремном замке несли тяжкий крест наказания и такие легендарные персоны как Федор Достоевский, Владимир Короленко, Михаил Михайлов, Николай Чернышевский. Ныне сюда приезжают экскурсионные группы, новый статус жуткого заведения – музей-заповедник. 

Первоначальный проект принадлежит перу знаменитого ученого и зодчего С.У. Ремезова. Комплекс безоговорочно признан потрясающим памятником каменного архитектурного творчества Сибири. Прямоугольное белоснежное здание состоит из 2-хэтажей, внутри постройки прячется хозяйственный двор и офисные помещения. По периметру сооружения возвышаются башни с деревянными крышами, а внутри этого великолепного ансамбля расположились туристический центр, тематический музей, мастерские ручных ремесел и колоритный отель. 

Дата рождения режима наместничества в Тобольске – 1782 г., а высоким знаком отличия власти в регионе стал трон Екатерины ΙΙ, привезенный отсюда из Санкт-Петербурга и установленный в парадной зале. Уже в 1700 г. в здании работала Приказная палата, а располагались все эти регалии администрации на территории огромного Тобольского кремля. Сейчас здесь принимает туристов музей-заповедник, но не это стало причиной забвения наместнической иерархии. Упразднили такую форму администрирования в 1796 г. К тому времени дворец был сильно поврежден пожаром, но провести капитальный ремонт живописного здания решили только  в 1831 г. Архитектурный стиль – «гражданское» классическое направление поздней эпохи. Его признаки: аскетизм, лаконичность и минимум помпезности. Отдельные экспозиции тематического музея, расположившегося во дворце, посвящены жизни и быту местных татар и связи монаршего семейства Романовых с Сибирью. Заведение играет важную роль в жизни города, здесь частенько собираются на переговоры деловые люди, организуют семинары, конгрессы, лекции. В перерыве между мероприятиями, да и просто так, гости с удовольствием пробуют восхитительные мучные изделия в Дворцовой пряничной на 1 этаже. Для детей открыты двери клуба «Острожек».     

Уникальное строение, ставшее своеобразным «мостиком» между Верхним и Нижним Тобольском. Внешний облик – живописная лестница. Ориентир на местности – площадь Красная. Чертежи для необычной «дорожки» изготовил местный архитектурный умелец Семен Ремезов. Первоначальная функция Рентереи – хранение городской казны. Интересным фактом является то, что строителями будущей достопримечательности города были шведы, плененные при Полтавской битве. За что затейливая постройка получила второе название «шведская палата». Дата окончания работ – 1717 г. Изюминкой комплекса стало объединение нескольких направлений в архитектурном искусстве: веяний в строительстве, свойственных эпохе правления Петра Ι, типичных черт средневековья и древнерусского зодчества. Современный статус – музей древнейшей истории Сибири.     

Место въезда из подгорной части поселения наверх к Тобольскому кремлю. Имеет 4 разных тематических названия: Софийский, Торговый, Базарный и Прямской Ввоз. Представляет собой лестницу, сделанную из древесных пород с каскадом площадок для отдыха и обзора и перилами по бокам для безопасности. На одном из участков ступени сменяет дорога из крупных булыжников, которую обрамляют массивные стены, высота коих составляет 14 м, а толщина – 3 м. Общая длина сооружения – 400 м. Комплекс считается чудом инженерной мысли, не имеет аналогов на российской территории. Во время пеших прогулок по ввозу туристам открываются великолепные виды на кремль и окрестные пейзажи. Ориентир на местности – Красная площадь.

У театра драмы в Тобольске витиеватая история. Основан по инициативе религиозного деятеля митрополита Филофея в 1705 г. Долгое время на сцене ставили сплошные библейские истории или произведения по мотивам церковных сюжетов. Первая светская премьера выпала на 1744 г., но заведение продолжало оставаться под юрисдикцией духовной власти. В 1794 г. впервые сменился театральный адрес, затем в ХΙХ веке сценическая площадка наконец приобрела собственное здание, но оно сгорело при пожаре 1991 г. Современный облик театральное заведение наконец получило, переехав в симпатичное современное строение, где благополучно развлекает публику интересными постановками.

Причудливое здание издали похоже на яркий праздничный торт цвета янтаря, декорированный взбитыми сливками белоснежного декора. Начало экспозиции в1896 г. положило скромное собрание полотен кисти учащихся Строгановки и Академии художеств. Отдельный акцент – лубочным изделиям. В ХΙХ столетии их везли сюда в дар со всех поселений Тобольской губернии. Еще одна гордость – картины по мифологическим легендам народов манси, ханты и тюрки и творения мастеров-резчиков по кости. Дата рождения музейного учреждения – 1870 г. Заведение по праву считается одним из самых богатых владельцев искусных раритетов на территории Сибири.

На самом деле подлинников, ставших свидетельствами нелегких 8-ми месяцев, проведенных семьей императора Николая ΙΙ в Тобольске, здесь нет. Ссылка венценосного рода в Тобольск произошла в 1917 г. после отречения этого представителя Романовых от престола. Жила обездоленная семья, не знавшая своей будущей судьбы, в доме тобольского губернатора. Мемориальный кабинет-экспонат был воссоздан по старым фотографиям, но так ли все выглядело при Николае ΙΙ, сказать сложно. Настоящими раритетами стоит признать фотографии семьи Романовых в разных ракурсах, что касается меблировки и предметов быта, то они скорее собраны по образу и подобию черт аристократического хозяйства тех времен.   

Статус – католическая церковь, Дата постройки – 1909 г. Здание задумано и воплощено в неоготическом архитектурном стиле. Святой обителью храму вначале довелось пробыть недолго. После Октябрьской революции здесь обосновалась пролетарская столовая и офисные помещения нескольких канцелярских контор. Первоначальный облик истинного католического религиозного заведения был всерьез разрушен. Вернуться к своим задуманным обязанностям храм смог только в 1993 г. Администрация католической церкви занялась серьезной реставрацией объекта, к 2000 г. учреждение засияло новыми красками цвета сияния меди. В городе храм почитают как место превосходных органных концертов, инструмент городу подарили представители немецких католиков и властей Германии.

Архитектурный стиль – сибирский барокко. Дата постройки – ХΥΙΙΙ столетие, а знаменито религиозное заведение тем, что сюда приходили помолиться Всевышнему властителю сосланные в Сибирь декабристы. После событий 1917 г. храм было суждено превратиться в кинотеатр, а в 1930 г. на хозяйственные нужды вывезли колокольню и ее содержимое. Никто не вспоминал о святой обители вплоть до 80-х годов ХХ века. В то время было решено отреставрировать старинный храм и вернуть ему первоначальный исторический образ. Довершили реставрационные работы мастера уже в 2000-е годы, чему в городе несказанно рады.

Причиной строительства обители на этом месте послужило целебное чудо, произошедшее с юной крестьянкой на глазах у всего честного народа. Девушка была слепой от рождения, во время шествия верующих с иконой Богородицы из Мужского монастыря в Абалаке в Тобольск, она прикоснулась к святыне и обрела зрение. Инициатором возведения религиозного заведения в деревне Ивановское (ранее – Шанталык) выступил архиепископ Симеон. Дата завершения работ – 1653 г. Первый вариант – деревянный, но он погиб в огне пожара, после реставрации появились каменные здания. Процветающий мужской монастырь в ХΙХ веке пришел в упадок, пережил моменты смены статуса на женскую обитель, сельскохозяйственную артель, детский интернат, воинскую часть. Православной церкви заведение вернули в 90-е годы ХХ столетия, все тщательно было отреставрировано, сейчас здесь идут службы, и монахини иногда водят гостей по своим новым красивым хоромам, знакомя путешественников с жизнью и бытом учреждения. 

Геолокация – село Абалак, которое находится на расстоянии 20 км от Тобольска. Когда-то на этом месте был приют крепостных сооружений войска татарского хана Кучума. Религиозный комплекс построен под влиянием религиозной архитектурной классики ХΥΙΙΙ столетия. Тематическое направление в искусстве – камерный барокко с легкими нотками изысканной помпезности. Гордость обители – чудотворная икона Божией Матери, которая была дарована местным жителям свыше в 1636 г., с чем связано немало поверий и легенд этого края. 

Развлекательный центр, расположившийся вблизи мужского монастыря в миниатюрном селе вблизи Тобольска. По поверью здесь в бывшем татарском селении, носящем имя одного из князей, в 1585 г. случилось чудо явления Николая Чудотворца Ермаку. Святой предрек поселению участь – стать «жилищем Бога». В 1636 г. последовало еще одно необычное событие – откуда ни возьмись на здешних землях появилась икона Божьей Матери, в ознаменовании чего была заложена в селе Знаменская церковь. К ХΥΙΙΙ веку в округе была построена целая коллекция каменных храмов, а позже в местном мужском монастыре жили в ссылке свергнутый с престола император Николай ΙΙ и его семья. Сам же деревянный комплекс для визитов путешественников построен в лучших мотивах древнего зодчества из древесных пород и стилизован под сибирский острог времен похождений Ермака. Любимцы публики: палаты воеводы, крепостные постройки, настоящий сибирский трактир «Белая сова» и детская площадка. В зимние месяцы здесь можно покататься на лыжах и отведать изысканные и вместе с тем сытные блюда русской кухни.

Ориентир – близость Тобольского кремля. Проект зодчего М.В. Переяславцева. Тематика: сам автор любимейшего детского произведения «Конек-горбунок» П.П. Ершов и персонажи его красочной сказки. Писатель был уроженцем Тобольска и с его именем в городе связано немало объектов. Что касается сквера, то здесь можно сделать фотографии на память с Иваном-дураком, жар-птицей, царем, самим героем литературного шедевра коньком и рыбой-китом, что  всегда с удовольствием делают туристы и другие гости сибирского селения. 

Месторасположение – мыс Чукман, ориентир – улица Кирова. Посажен в честь народного героя Ермака, даровавшего свободу местным жителям от поборов и власти татарского хана Кучума. Центральная фигура живописного комплекса – памятник «Покорителю Сибири Ермаку», который много раз реставрировался и переделывался. Последняя масштабная «чистка» территории была завершена в августе 2016 г. Теперь здесь можно постоянно встретить толпы отдыхающих горожан и гостей города. Основные плантации – коллекция хвойных и лиственных деревьев, ранее здесь была еще цветочная оранжерея фруктово-овощная теплица, где умудрились вырастить ананасы в Сибири. Под тенистыми зарослями гостей встречают беседки, лавочки, детский игровой корт, открытая сценическая площадка, с который в перерывах между концертами можно полюбоваться чарующими видами Тобольского кремля.   

Жены участников российского декабрьского восстания всегда были и остаются примером настоящей преданности любимым мужьям и даже в чем-то Отечеству. Изнеженные аристократические барышни, не знавшие доселе проблем и невзгод, отправились за мужьями, сосланными на каторгу, в далекую суровую Сибирь. Здесь они оставались рядом с мужественными супругами до победного или печального конца, многие так больше никогда и не вернулись в благоустроенные столицы монархии. Женщина в обрамлении изящной ротонды – дань память «боевым» подругам декабристов с романтической и самоотверженной душой. Дата возведения – 2008 г.   

Старинный некрополь стал последним пристанищем для плеяды известных российских знаменитостей. Дата основания – 1772 г. Считается мемориалом памяти федерального значения. Путешественники могут склонить здесь головы и возложить цветы к могилам яростных декабристов А.М. Муравьева, В.К. Кюхельбекера, Ф.М. Башмакова, А.П. Барятинского и других их соратников. На территории кладбища также покоятся: ученый-покоритель Сибири П.А. Словцов, сентиментальный поэт Д.П. Давыдов. Посещение захоронений носит свободный характер, особенного режима в работе печального мемориала нет.  

Ваш выбор